Тел: (073) 466-23-68;
(050) 356-30-03;
(044) 250-40-16;
(044) 250-30-19.
Адрес:
Киев, ул. Ломоносова, 56
E-mail:
info@doctorlor.ua
График работы:
пн - сб: 8:00 - 20:00;
вс: 9:00 - 18:00.
Как с первых дней определить проблемы со слухом у малыша?
22 января

  Уже давно известно, что малыши способны слышать звуки, находясь еще в утробе матери. Но, к сожалению, в среднем для 15 из 1000 деток окружающий мир оказывается безмолвным: они не способны наслаждаться "музыкой жизни", так как имеют тяжелые поражения слуха. А они в свою очередь возникают по разным причинам.

  Существуют две формы нарушений слуха: кондуктивные и сенсоневральные. При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо ребенка функционирует нормально, а проблема возникает во внешнем или в среднем ухе и чаще всего носит временный характер, т.е. излечима. Причиной таких нарушений может быть, например, серная пробка. Дело в том, что у детей наружный слуховой проход очень узкий, и серная пробка может запросто блокировать путь звуку к барабанной перепонке. Другие причины — инородные тела в ухе, воспаление после купания, воспаление среднего уха и дефекты барабанной перепонки.

  Сенсоневральные же нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. И, к сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер. Причинами таких нарушений слуха могут быть наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора, вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, применение во время вынашивания ребенка антибиотиков с ототоксическим действием, родовая травма, асфиксия новорожденного, недоношенность, детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, осложнения гриппа). 

КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ

  К сожалению, не все роддома обладают необходимой аппаратурой для своевременной диагностики слуха новорожденных. И если Вашему малышу подобное исследование не проводили, а он входит в "группу риска" или у Вас появилось малейшее подозрение, — немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного четырехмесячного возраста для визита к участковому ЛОРу.

  Так как новорожденные дети не могут объективно ответить на вопрос "слышишь или нет?", им проводят специальный скрининговый анализ слуха. При этом в ухо ребенка вставляется датчик, который передает специальные звуковые сигналы. Микрофон датчика регистрирует ответ улитки на эти сигналы. Анализ записанных сигналов позволяет установить факт нарушения слуха. Если такой факт установлен, проводится исследование слуха при помощи анализа слуховых вызванных потенциалов.

  При этой диагностике в ухо ребенка подается звуковой сигнал определенной интенсивности. Данный метод позволяет оценить степень нарушения слуха у ребенка. Для последующего уточнения диагноза используются такие методы, как метод акустической импедансометрии (применяется для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы) и тимпанометрия — этот метод позволяет, например, установить наличие воспалительных процессов в среднем ухе.

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  Вы всегда должны следить за тем, как Ваш ребенок реагирует на звуки. Конечно, отсутствие реакции может указывать всего лишь на отсутствие внимания. Но если такое поведение повторяется регулярно — это может свидетельствовать об определенных нарушениях слуха. Ответ "ДА" на ниже перечисленные вопросы свидетельствует о нормальном развитии слуха у малыша.

1. Вздрагивает ли Ваш ребенок от громких звуков в первые 2—3 недели жизни?

2. Замирает ли ребенок, когда слышит громкий голос в возрасте 2—3-х недель?

3. Поворачивает ли ребенок голову на звук голоса позади него в возрасте 1 месяца?

4. Реагирует ли ребенок на голос матери в возрасте 3-х месяцев?

5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4-х месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?

6. Гулит ли ребенок в возрасте 2—4-х месяцев?

7. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4—5-ти месяцев?

8. Замечаете ли Вы у ребенка появление новых звуков в возрасте 8—10 месяцев?

9. Понимает ли ребенок некоторые слова (например, мама, папа, дай, привет, пока) и совершенно определенно реагирует на них в возрасте 9—10 месяцев?

10. Начинает самостоятельно произносить слова из предыдущего вопроса в год?

После первого года жизни вас должно насторожить, если:

1. Ваш ребенок не замечает, что кто-то говорит, если говорящий находится за пределами его поля зрения.

2. Ребенок часто переспрашивает при обращении к нему.

3. Ребенок очень внимательно следит за мимикой говорящего.

4. Включает телевизор или радио на чрезмерно высокую громкость.

5. Ребенок не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

  Если решением проблемы стал слуховой аппарат, то прежде всего необходимо подобрать качественный и комфортный. И чем раньше он будет подобран, тем эффективней пройдет социальная адаптация ребенка, и тем полноценнее он будет чувствовать себя в будущем.

  Начинать подбор нужно прежде всего с поиска специализированного центра по слуховой реабилитации, в котором есть и диагностическая база, и врачи, и сами аппараты. Каждый прибор подбирается индивидуально, учитывая возраст ребенка, размер слухового канала, частотные характеристики, состояние уха и ЛОР-органов. Для детей до 15 лет используют заушные приборы. В процессе реабилитации каждые 3 месяца малыша должен осматривать врач и проверять динамику лечения и настройку прибора. Даже банальный насморк (при нем ребенок начинает хуже слышать) требует перенастройки. И только врач может настроить аппарат на правильную частоту. Делать это самостоятельно ни в коем случае нельзя: большая громкость может повредить остатки слухового нерва. Кроме того, с таким малышом должны проводить систематические занятия врачи-сурдологи, чтобы научить слушать и правильно говорить.