Тел: (073) 466-23-68;
(050) 356-30-03;
(044) 250-40-16;
(044) 250-30-19.
Адрес:
Киев, ул. Ломоносова, 56
E-mail:
info@doctorlor.ua
График работы:
пн - сб: 8:00 - 20:00;
вс: 9:00 - 18:00.
Нарушение слуха у детей
24 июня

Проблема нарушения слуха касается миллионов новорожденных. Это отклонение диагностируется у 3 из 1000 младенцев, что в 2 раза больше, чем частота патологии несращения губы (неба), в 2 раза больше, чем частота синдрома Дауна, и в 10 раз больше, чем частота фенилкетонурии.

Проблема диагностики и лечения тугоухости и глухоты у этой особой категории пациентов актуальна как в медицинском, так и в социальном отношении.

Зачастую путем визуального осмотра и других традиционных диагностических методов нарушения слуха у детей невозможно выявить до 1–3 лет, а ведь этот возрастной период находится уже далеко за пределами критического порога в 6 месяцев, после которого ставится под сомнение нормальное развитие речи. Кроме того, 3 из 4 детей в возрасте до 3 лет переносят отит среднего уха. Ушные инфекции — это вообще наиболее распространенные заболевания младенцев и детей младшего возраста, способные вызвать проблемы со слухом. Оставаясь без должного лечения, они могут стать хроническими.

Однако исследования показали, что если нарушение слуха выявлено и излечено на ранних стадиях, речевые способности детей с данным заболеванием развиваются так же, как у нормально слышащих ровесников. Именно поэтому проверка слуха при рождении и на протяжении всего детства играет крайне важную роль. Своевременный и правильный диагноз дает возможность как можно раньше приступить к реабилитации слуха и интеграции ребенка в речевую среду.

Почему малыш не слышит

Нарушения слуха у детей встречаются чаще, чем это может казаться. В той или иной степени ими страдают около 15 из 1000 новорожденных. В 0,5% случаев это тяжелые поражения слуха, граничащие с глухотой.

Различают следующие причины нарушений слуха у детей:

1.  Врожденные:

  • Наследтвенная тугоухость, то есть передающаяся из поколения в поколение
  • Генетические отклонения

2.  Связанные с родами (то есть действующие до, во время и сразу после родов):

  • вес при рождении менее 1500 грам и/или роды ранее 32-й недели беременности;
  • гипоксия (кислородная недостаточность) плода;
  • остановка дыхания (младенец после рождения долгое время не мог вдохнуть);
  • родовые травмы;
  • инфекции, пренесенные матерью во время беременности (краснуха, грип, герпес, цитомагаловирус, таксоплазмоз);
  • прием ототоксических препаратов во время беременности;
  • злоупотребление будущей матери алкоголем.

3.  Последствия (примерно у половины детей с нарушениями слуха):

  • бактериального менингита или энцифалита;
  • тяжелых форм кори или свинки;
  • хронического воспаления уха;
  • несчастных случаев (различные травмы);
  • химиотерапии, применение ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Кроме того следует  насторожиться в следующих случаях (так как они могут сопровождаться нарушениями слуха):

  •   при необычной форме уха или слухового прохода;
  •   ограниченой подвижности рта;
  •   повышеном слюновыделении, которое нельзя объяснить прорезованием зубов;
  •   церебральных двигательных растройствах;
  •   отсутствие речи или приостаноке ее развития;
  •   отклонения в поведении (слишком шумные, агрессивные или, наоборот, слишком спокойные дети).
Кроме того, примерно в 30% случаев причину нарушения слуха установить не удается.

0ab42bc016d547a0c861cc7adf63746c.png

Физиология

Еще до своего рождения ребенок слышит звуки, проникающие в матку из окружающего мира; начиная с 24-й недели беременности, он уже реагирует на звук. Однако созревание и окончательная дифференциация слуховых проводящих путей происходят лишь после рождения, и этому процесу благоприятствует звуковая стимуляция.

Развитие речи

Восприятие аккустических сигналов черезвычайно важно не только для физиологического созревания слуха, но и для развития  речи у ребенка. В фазе так называемого начального лепета все дети в мире издают примерно одинаковые в фономатическом отношении звуки. Затем, в возрасте 4-6 месяцев, слуховые ощущения ребенка начинают влиять на дальнейшее речевое развитие. Иными словами, в этот период дети начинают осознано воспринимать свой собственный голос и забавляться речью. Если у ребенка отсутствуют  слуховые ощущения, он постепенно теряет интерес к произнесению различных звуков и полностью перестает лепетать во второй половине первого года жизни. 

Психология

Родители разговаривают со своими детьми с момента рождения. И хотя младенец пока не понимает смысла услышаных слов, голос матери или отца создает у него ощущение безопасности и близости. Позже набор сигналов этого эмоционально-аккустического общения расширяется. Ребенок улавливает в голосах родителей похвалу, одобрение или предостережение еще до того, как научится говорить. Эта информация очень важна для раннего социального обучения ребенка и развития его личности.

В этой связи важно обнаружить и исправить дефекты слуха ребенка как можно раньше.